Апофатика в постмодернизме

Лёлита Жак Деррида об атеизме и вере, интересно: Вы заявляете, что вполне сойдете за атеиста, вместо того, чтобы просто сказать, что Вы атеист. Это потому, что у Вас есть сомнения в различиях между атеизмом и верой в Бога? Или сомнения в том, атеист ли Вы? Возможно ли интерпретировать Вас: Я не являюсь тем, кто говорит только о себе.

Жак Деррида:"Я веду войну с самим собой"

Ты понимаешь, что эта чета их сводит с ума. Не стоит помогать им стирать или присваивать себе это, заключать его в их ограниченное вульгарное пространство. Я хочу, чтобы ты сохранила благородство, ты само благородство, я люблю только тебя, ты сумасшедшая союзница, которая пугает себя саму, даже сейчас.

Термин «литература постмодернизма» описывает характерные черты литературы . Литературовед Брайан Макхейл, говоря о переходе от модернизма к события литературной критики: лекция Жака Деррида « Структура, знак и игра» в .. Не зная того, я был частью почти- движения в литературе.

Вне насилия или подвергалось психоанализу, или собирается ему подвергнуться, или изучало, что такое психоанализ. Анализ предполагает не только отделение анализирующего от того, что анализируется, но ещё и время. Вам приходится анализировать постепенно — шаг за шагом — целый ряд фрагментов, из которых вы состоите, — и на это уходят годы. И когда вы анализируете, ум должен быть абсолютно ясным и свободным.

Итак, в анализ вовлечено несколько элементов: И сюда же входит также вся драма снов; никто не задаётся вопросом, обязательно ли вообще видеть сны — хотя все психологи говорят, что вы должны их видеть, иначе сойдёте с ума. Так кто такой анализирующий?

Без сомнения, ее узнали. Разумеется, я предоставляю читателю право судить о том, что происходит при этом искажении. Данная глава сначала была опубликована в номере Исследований Фрейда, посвященном Николасу Абрахаму.

Я могу сказать о Деррида то же, что он сказал о Джойсе в одном из моих . Ирина Прохорова. Если сравнить Россию с, условно говоря, Западом тот страх и трепет, который пронизывает подспудно философию Деррида.

От требования любви до дарования. Три сновидения и один подарок Год издания и номер журнала: Морено Предоставляю вашему вниманию материал последних сессии одного анализа намерением рассмотреть некоторые аспекты окончания анализа. Также хочу показать, как в сновидениях проявляется интенсивность трансферентной реактуализации и как их последовательность указывает нам на динамику некоторых психических процессов, которые произошли благодаря анализу. В начале первой из этих сессии у меня возникли сомнения по поводу своевременности окончания анализа.

Международный Психоаналитический Конгресс, 3. Он также говорит об устранении вытеснения, посредством которого большая часть бесознательного выводится в сознание, что позволяет прогнозировать окончательное устранение патологического процесса, особенно если удалось разрешить инфантильный невроз. И, наконец, об одной вещи, которую также подчеркивал Ференци, и с которой я согласен — об установке на поиск истины и любви к истине. Для Жака Лакана устранение симптомов — дело относительное.

Кино и его призраки. Интервью с Жаком Деррида

НЛО , 72 Наш Деррида? Диалог, начатый по инициативе молодых философов — лишь часть более общих споров о наследии Деррида и западном не только французском контексте нынешней российской мысли, и эта дискуссия непременно будет продолжена на страницах журнала с участием как наших постоянных авторов, так и более широкого круга исследователей. Мемориальный повод — обращение к памяти крупнейшего французского философа1 — стал отправной точкой для разговора о путях переработки и усвоения современной гуманитарной теории, о возникающих в связи с этим идеологических и дисциплинарных переориентациях и размежеваниях2.

В этих условиях принципиально важным нам представляется новое обращение к тем перспективам, которые открывает для философов, филологов и гуманитариев наследие Жака Деррида. Участников дискуссии объединяло понимание того, что такое обновление теоретического горизонта не сводится к перемене жаргона, словаря или даже инструментария, но может быть реализовано только в самой практике филологического, философского или художественного письма.

без прикрас говорит о том, что н е м а я Ойкумена поэта, «выбравшая имя .. Жака Деррида характерную фразу: «Говоря, я испытываю страх, поскольку.

Разумное основание и идея Университета [1] Как не говорить сегодня об Университете? Я ставлю вопрос в отрицательной форме: С одной стороны, сегодня как никогда трудно отделить нашу работу в той или иной дисциплине от размышлений о политически-институциональных условиях этой работы. Такого рода рефлексия неизбежна; она ни в коем случае не сводится к внешнему дополнению образования и научных исследований: То есть об этом невозможно не говорить.

В самом деле, мне хотелось бы, предваряя грядущие дискуссии, попытаться сказать, как не следовало бы говорить об Университете; обозначить типичные опасности, которых надлежит избежать: Форма вопроса вновь неслучайна: В двух-трех словах обозначено все то, о чем я буду говорить: Каков вид, каковы виды, что открываются из Университета? Что видят из Университета те, кто работает внутри него или на его рубежах, кто задается вопросом о его предназначении, стоя на твердой земле или находясь возле пропасти?

Ёжик Жака Деррида

Лишь отношения между определенными означающими и определенными означаемыми можно считать произвольными. И тем более не входят они в лингвистику как раздел общей семиологии. Для того чтобы исключить письмо [из языка], оно должно было быть лишь"внеш- [] ней системой","образом","представлением","изображением", внешним отблеском языковой реальности. Этот важный вопрос много обсуждается историками письменности.

"Изображение языка посредством письма" вовсе не были научными.

Они идут к врачу, записываются на гипноз и говорят: «я больше никогда не хочу этого испытывать! Страх меня мучает! Я хочу совсем перестать бояться .

Эразма Роттердамского ; неразумие помещается, таким образом, в области критического сознания человека. На пороге классической эпохи — в эпоху барокко — этот процесс принимает более четко выраженную направленность: И вот перед нами картина классической эпохи: Отныне не будет никакой возможности сообщения и обмена между Разумом и Неразумием. Цель, которую преследует эта процедура разделения — достичь чистой формы Разума, то есть такой формы его существования, из которой было бы исключено все то, что на протяжении долгого времени — от Средних Веков до Возрождения — делало Разум лишь одной стороной того опыта, другой стороной которого было Не-Разумие.

Процедура разделения — это действие самого Разума, стремящегося к абсолютной автономии. Для того чтобы ее достичь, он должен избавиться от всего того, что связывало его с тем, чем он не являлся, но без чего он был лишь половиной истины. Этим двойником Разума на протяжении многих веков было Неразумие. Разум и Неразумие составляли единую конфигурацию истины.

Окончание анализа. От требования любви до дарования. Три сновидения и один подарок

Влияние Дерриды распространялось не только на философию и литературоведение, оно привнесло новые идеи и в иудаику. Последователи Дерриды в США популяризовали изучение мидрашей и применение заложенных в них идей для комментирования литературы самого разного жанра. Благодаря его работам раввинические тексты получили широкое распространение в светских научных кругах, за пределами факультетов иудаики.

Хотя Деррида никоим образом не повлиял на поп-культуру евреев США, он оказал сильнейшее воздействие на группу ученых-иудаистов, среди которых — Эдит Вышоград, Эллиот Вольфсон и Даниэль Боярин, а также многие другие, пользовавшиеся его идеями при анализе еврейских текстов и решении проблем иудаики. Судьба Дерриды была тесным образом переплетена с сложной историей еврейской общины Франции.

Воспитанный в семье евреев-сефардов в Алжире, бывшем тогда колонией Франции, он был исключен из школы, когда правительство Виши запретило евреям посещать государственные учебные заведения.

Короче говоря, я стараюсь восстановить историческую справедливость. испытывать непонятную тоску, и философия отходит на задний план. . ведущие французские философы и мыслители 20 века, такие как Деррида, Фуко, Делез, . звеном для которых может, к примеру, стать сильный страх смерти.

Санкт—Петербург От постмодернизма, бывает, предостерегают. Его нередко интерпретируют как разрушение устоев, полный отказ от ориентиров и потерю пути. Эта точка зрения небезосновательна: Так и хочется на это сказать, что ведь есть вечные ценности, хочется защитить традицию и порядок. Горичева, в православных кругах понятие постмодернизма стало ругательным [1].

Однако при внимательном рассмотрении постмодернизм обнаруживает свою вписанность в контекст христианской мысли, предстает как течение внутри европейской культуры, обращающейся к своим христианским основаниям. Мне представляется интересным увидеть соотношение классической и постмодернистской, неклассической модели культуры через соотношение катафатического и апофатического методов в богословии. В библейском богословии позитивный и негативный подходы сосуществуют: Основания катафатики коренятся во вселенскости Бога, основания апофатики — в Его сокрытости.

Ее вдохновение — указать на бесчисленные совершенства и милости Божии, выявить богатство и разнообразие способов Его присутствия в мире, Его прикосновения к твари. Она движется к Богу через созерцание и познание Его манифестаций. Катафатический подход, тем не менее, таит в себе опасность идолотворчества. Об этом говорил еще Григорий Нисский: В катафатическом дискурсе принципиальна модальность:

Деррида (7)

Как это реальное ощутить? Его оппонентом был другой крупнейший философ того времени, Эрнст Кассирер. Для Хайдеггера еще очень важно, что эта экзистенция постоянно испытывает тревогу, страх. Сами участники тоже презентовали себя по-разному.

По правде говоря, это не только неприятно, это неотвратимо связывает вас Хотя я их очень люблю, я желаю этого и в то же время испытываю страх.

В точности об этом весь диспут о молитве и даре между Дерридой и Марионом, который я переводил и комментировал в м. Начало этой серии постов — здесь.

Журнальный зал

Воля к власти, Оглядываясь теперь на первую группу статей — на показательную, хотя и намеренно одностороннюю выборку представителей современной литературной критики, мы замечаем, что перед нами встают одни и те же модели. Такие писатели, как Лукач, Бланшо, Пуле или американские новые критики, в немалой степени позволяют постичь неуловимую природу литературного языка, но это отнюдь не прямое сообщение знания, почерпнутого при непосредственном исследовании или разборе произведений литературы.

Каждый раз необходимо избегать каких- либо категорических утверждений, уравновешивая их не менее напряженными, и зачастую им противоречащими, высказываниями.

Приложени: Деррида Ж. Монолингвизм другого или протез первоначала. Впервые я переплыл это море телесно и душевно или же только телом, .. иначе говоря, он не полностью срастается с тем языками, на которых он говорит)». . Соперничество с Лютером, полное уважения и страха, «дар гостя».

Собственно говоря, система или не система — это во многом зависит от точки зрения - извне или изнутри. Важно выявить нечто скрытое, запрещенное и построить генеалогию этого заинтересованного подавления психоаналитический аспект. Но с чего начать, как приступить к этой работе? А это значит, что выбор не подлежит обсуждению, доказательству, опровержению. Деррида движется сам и призывает нас двигаться тихой сапой. Ни то, ни другое не дано нам в чистом виде: Среди них есть такие случаи, когда внутренне противоречивая семантика видна, так сказать, невооруженным глазом.

Этому — по логике конвергенции, а не влияния — вторит и поздний Лотман: - но спорить, то негативная семантика у него уж точно есть: Пути синтаксического развертывания негативной семантики ведут нас к мифу, фольклору. У нее есть разгадка: Но в нашем случае разгадок нет и быть не может. Мысль буксует, слова разбухают и интерио-ризируют весь словарь:

КОРОЧЕ ГОВОРЯ, Я ПОСТРИГСЯ - ТимТим.