Психи # 2. Феноменология страха

Были рассмотрены и описаны различные определения страха смерти, основные источники и концепции его происхождения, а также теоретический материал о субъективных переживаниях страха смерти. Эмпирическое исследование было направлено на изучение субъективных переживаний страха смерти, его когнитивных, эмоциональных и поведенческих компонентов. Гипотеза исследования — существуют различия в проявлениях субъективных переживаний страха смерти когнитивных, эмоциональных, поведенческих компонентов в зависимости от пола. В выборку были включены две равноценные группы — 50 мужчин и 50 женщин в возрасте от 18 до 55 лет. Метод исследования — ретроспективный самоотчет. Математическая обработка результатов осуществлялась с помощью сегментарного контент-анализа, ф-критерия — углового преобразования Фишера. В результате проведенного исследования были выделены категории контент-анализа и получены значимые результаты по следующим категориям:

Страх как душевное явление Феноменология страха

Под феноменологией невроза следует понимать все, что происходит внутри психологического поля индивида, страдающего неврозом. Это могут быть мысли, установки, эмоциональные переживания и т. Под механизмом невроза следует понимать деструктивные программы и сценарии поведения, приводящие к состоянию болезни, так, как это было определено в параграфе 1.

страхи отца матери и их детей могут нести в себе несогласия и . Собственную феноменология духа Кьеркегор творил как феноменологию отчаяния.

Анатомия постепенно раскрывает значение нервов и мозга. Современная научная концепция тревожности начинает развиваться в середине в. Труд, закрывший век в психиатрии и предложивший врачам наиболее фундаментальную систематизацию знаний о психических расстройствах — учебник Крепелина — упоминает приступы тревоги, тревожность при навязчивых состояниях, социофобию и агорафобию.

Для концепции тревоги очень много сделал Фрейд. Собственно говоря, он был первым, кто предложил специализированную концепцию тревоги. По Фрейду, тревога как болезненный симптом появляется из-за присутствия внутренней угрозы. При этом Фрейд отделял психоневроз, т. Фрейд задал направление движения не только для психотерапии на многие годы вперед, но и для всей западной культуры, в которой тревожность принято трактовать как знак душевного разлада.

На еще более глубокий концептуальный уровень представление о тревожности сдвинулось под влиянием экзистенциализма. У Кьеркегора и Хайдеггера причиной тревожности называется неудавшаяся самореализация. Смотря на тревожность под таким углом зрения, экзистенциальная философия не интересуется тем, что именно переживается тревожным человеком на уровне чувств и физических ощущений. Традиционный подход к тревожности как к индикатору опасности, порождаемой внутренним конфликтом, тоже не признается достаточно глубоким.

Вытеснение Дальнейшее, более дифференцированное понимание механизмов вытеснения мы получим, если зададимся вопросом: Вытеснение влечения Итак, ситуация, когда влечение не может быть реализовано напрямую, не может быть и сублимировано. Тогда влечение вытесняется, загоняется назад, в бессознательное Оно. И весь объем энергии, сопровождающей влечение, остается в этой сфере бессознательного.

Насколько сильны импульсы влечения, настолько сильной должна быть сила вытеснения.

Побуждаемая трупом реакция не свойственна ему — она возникает целиком из присутствия. В теории страх и ужас, вызываемые.

Тем не менее совсем не просто понятийно пояснить, что же такое страх в своей сути. Как и во всех душевных явлениях, трудность состоит в том, что эти феномены нельзя понять пятью органами чувств. Душевные явления нельзя сделать доступными для этих органов чувств с помощью тех или иных приборов например, микроскопа, рентгеновского аппарата, радара, компьютера и т.

Чтобы абстрактно осмыслить душевные феномены и вместе с тем наглядно и понятно суметь включить их в понятийные схемы, мы вынуждены постоянно прибегать к определенным заключениям по аналогии. Хотя мы и располагаем для установления душевных феноменов известными переживаемыми качествами, а именно эмоциями. Но эти эмоции при нынешнем уровне развития человека пока еще? Остается выяснить, обусловлено ли такое положение вещей культурными предрассудками или же оно объясняется особенности самого внутрипсихического аппарата.

Всякий раз, когда в дискуссии речь заходит об объективной констатации или доказательстве вместо субъективных переживаний, на самом деле имеется в виду проверка соответствующего предмета дискуссии с помощью пяти органов чувств. Наблюдения, установление фактов, суждения и смысловые связи, в создании которых участвуют эмоции, до сих пор не считаются доказательными или поддающимися проверке. На примере страха, однако, вполне можно было бы доказать, что эмоции обладают качеством констатации, столь же надежным, что и при восприятии органами чувств, которые, однако, легко поддаются обману и иллюзиям.

Иллюзии возникают даже при использовании объективных инструментов, таких как микроскоп и пр. Люди начали размышлять о страхе, едва задумавшись о мироздании. Какая леденящая тайна заключена в звездном небе? Почему так величествен и грозен просверк молнии?

Феноменология страха смерти в зависимости от пола

Осознание природы страхов и их очищение Что такое страх? Феноменология страха Страх - это крайне неприятное ощущение, будто на нас что-то давит, что-то ограничивает нашу свободу, что-то заставляет нас быть жертвой обстоятельств. Не случайно же латинское"" страх обозначает опустошение, поражение, повержение на землю.

страхами, которые не испытывали их сверстники в прошлом. .. Мухина, B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество .

Мы все любим жизнь - сколько бы мы ни проклинали ее в тяжелые минуты - и потому боимся смерти. Воля к жизни и страх смерти тесно связаны между собой. Воля к жизни настолько глубоко укоренена в нас, что нам трудно подвергнуть эту жажду жизни рефлексии — она составляет сердцевину нашего существа. Но именно поэтому мы более ощущаем оборотную сторону этой воли к жизни - страх смерти, который обнаруживается со всей стихийной силой в минуты опасности.

Все живое любит жизнь и отвращается от смерти. Это - психобиологическая аксиома. Все живое не только любит жизнь, но и стремится наслаждаться жизнью. Поэтому мы особенно ценим объекты наслаждения, и поэтому же мы так боимся утери объектов наслаждения. Из всех наслаждений на первом месте стоят половые наслаждения, генетически связанные с инстинктом самосохранения рода. Все живое стремится жить и дать потомство. Инстинкт родового бессмертия заложен в нас не менее глубоко, чем инстинкт собственного самосохранения.

Психология страха

Спиноза и Гёте превыше всего ценят покой. Тот, кто ничего не хочет и не ждет, не познает горечи разочарования. Но ничего и не совершит. Ни один мореплаватель не снимется с якоря, если не надеется доплыть до далекого порта. Иллюзия, которую дарит нам надежда, сладостна и необходима для того, чтобы выжить среди трудностей, несчастий и непереносимых тягот.

Возможно, всё дело в том, что мы попали на Землю из космоса, Основатель феноменологии Эдмунд Гуссерль сводил мир к диаде . тела; изнанку затаенного страха перед бездной космоса и перед своим.

Счастлив человек, который всегда в страхе Лютер Против страха надо сразу принимать меры, едва он в тебе завелся. Альбер Камю От одного взгляда Медузы Горгоны человек превращался в камень. Это был Страх, иссушающий душу и омертвляющий плоть. В мифе ярко передается крайняя степень страха. Это чувство может разрастись до неимоверных размеров, и, заполнив все пространство души, вырваться наружу, увеличиться до вселенских масштабов, грозить из каждого уголка, из каждой складки земного покрывала.

Типичные возрастные страхи в раннем и дошкольном возрасте. Основные методы работы с ними.

фобии и страхи составляют значительную часть жалоб пациентов с неврозами. При феноменологическом анализе структуры переживания при страхах и фобиях можно выделить три основные фигуры: Последняя фигура является наиболее важной, для терапии. Именно от ее лица ведется рассказ о фобии или страхе. По видимому, в т. Это противостояние также затрудняет 1 коммуникацию между клиентом и терапевтом, так как осуждение, которое испытывает клиент по отношению к своему страху проецируется на терапевта, и 2 исследование самого страха, так как клиент стыдится его и стремится скорее избавиться, чем понять.

ФИЛОСОФИЯ ЧИНАРЕЙ В ОПЫТЕ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЧТЕНИЯ объединяющие их с европейскими тенденциями феноменологической авангард, чинари, феномен времени, скука, страх, ужас, феноменология, the.

Лекция в Московской консерватории, г. Здесь Декарт подчеркивает парализующую силу страха, лишающую душу, как он говорит, возможности противостоять тому, что приближается. А вот совсем другой текст, реплика из сегодняшнего Интернета. Девушка по имени Лиза пишет так: Что делать, неужели у меня так вдруг смешались реальность и киношный сюжет? Психологи утверждают, что страх основан на инстинкте самосохранения, по свой природе имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями в высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса, дыхании, показателях артериального давления.

Так при страхе темноты ты испытываешь боль в сердце, скованность в груди, сдавленность в горле, такое ощущение, будто тебя кто-то душит. В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действия угрожающего стиля. Эта реакция роднит человека с животными, которые так же как и люди боятся реальной опасности, и, будучи охвачены страхом, либо застывают на месте и замирают словно парализованные, либо убегают: Но сегодня я хочу говорить не об этом страхе, который, в общем-то, естественен, а о страхе, который субъективен и иррационален, о страхе, которому нельзя дать однозначное определение.

Но одни воюют со страхом всю жизнь и побеждают, а другие сдаются ему, сразу или постепенно. Платон подобно Декарту говорил, что страх это душевное потрясение, вызванное ожиданием беды. Видимая опасность может взволновать, встревожить, испугать, но что это по сравнению с той дрожью ужаса, которая охватывает вас при мысли о встрече с блуждающим призраком, об объятиях мертвеца, о появлении одного из чудовищ, порожденных напуганной фантазией людей.

Страх перед ними леденил сердце, их тайная власть выходила за пределы нашего разума, избежать их было невозможно.

Феноменология страха

Их феноменология и психологический анализ. Самое становление ходьбы и есть первый момент в содержании данного кризиса. Второй момент относится к речи. Здесь опять мы имеем такой процесс в развитии, когда нельзя сказать, является ли ребенок говорящим или нет, когда речь и есть и ее еще нет. Этот процесс тоже не совершается в один день, хотя описывают случаи, когда ребенок сразу заговорил.

Феноменология - одно из основных направлений в философии XX в.; страх и совесть, свобода и смерть, история и историчность, личностное и.

Мухина Самара : Актуальность проведенного теоретического анализа проблемы феноменологии страха определяется тем, что, во-первых, общество в целом и медицина в частности заинтересованы в изучении такой базовой человеческой эмоции как страх, поскольку она часто и существенно определяет поведение человека является, например, основанием развития паники. Во- вторых, в науке накоплена широкая база для исследования страхов и фобий человека, требующая пристального анализа и, наконец, тем, что студенту медицинского ВУЗа, уже в силу своей профессии, предстоит научиться держать под контролем свой страх.

Целью данного теоретического исследования является изучение научных подходов к феноменологии страха. Объект - страх как базовая эмоция, предмет - научные теоретические подходы, концепции и исследования страха. В результате проведенного исследования сделаны следующие заключения: В мировой науке он становится предметом изучения в четырех аспектах: Исследованию проблемы страха посвящены научные труды многих отечественных и зарубежных психологов и психотерапевтов А.

Согласно одной из современных и поддерживаемой многими учеными концепций страха автор Ф.

Феноменология

Беларусь Эмоциональная жизнь с ее удовольствиями и страданиями — вот то, что отличает человека от животного, да и людей друг от друга. Пожалуй, именно процесс обращения человека с его чувствами является одним из основополагающих факторов генезиса его личности, именно уникальный способ обращения индивида с его чувствами создает такой же уникальный . Таким образом, своеобразие личности детерминировано особенностя-ми развития чувств в онтогенезе.

Помимо того, что генез чувств лежит в основе формирования , эмоциональная сфера обладает еще рядом важнейших функций. А именно, чувства как реакции на события детерминируют процесс его переживания, способствуют заживлению душевных ран выступая своего рода аналогом иммунной системы организма.

Феноменология страха. Страх — это Страх древнего человека был метафизическим, а не возникающим из-за реальной сиюминутной опасности.

Феноменология обычно понимается одним из двух способов: Феноменологию как дисциплину можно изначально определить как исследование структур переживания, или сознания. Феноменология изучает сознательный опыт, переживаемый с субъективной точки зрения, или с позиции первого лица. Эта область философии, таким образом, должна быть отличена от других главных ее областей: Это движение превозносило феноменологию как дисциплину в качестве подлинного основания всей философии — в противоположность, к примеру, этике, метафизике или эпистемологии.

Методы и характеристика этой дисциплины широко обсуждались Гуссерлем и его последователями; эти дискуссии продолжаются и поныне. Данное выше определение феноменологии будет, тем самым, оспариваться, к примеру, хайдеггерианцами, но оно остается отправной точкой при описании этой дисциплины. Однако наш опыт обычно гораздо богаче содержанием и не сводится к одному лишь ощущению.

Когнитивно-бихевиоральные модели и методы лечения генерализованного тревожного расстройства

Переставая определяться актом означения, сознание нисходит до состояния вещи, поскольку вещь есть то, что себя не знает, что пребывает в абсолютном неведении относительно себя и мира, что, следовательно, не является настоящим"собой", то есть"для себя", и обладает лишь пространственно-временной индивидуацией, существованием в себе. Если больной не существует в качестве сознания, он должен существовать в качестве вещи.

Либо движение есть движение для себя, и тогда"стимулы" являются не причиной его, но интенциональным объектом, либо оно дробится и рассеивается в рамках существования в себе, становится неким объективным процессом в теле, чьи фазы следуют друг за другом, но остаются друг другу чуждыми.

Несвоевременное выявление тревожных расстройств способствует их Существует довольно много попыток разведения тревоги и страха по разным.

Инфантилизм — основная характерологическая особенность страдающих фобическими страхами. — детский, младенческий Содержание: Инфантилизм, как основа фобических страхов. Инфантилизм, как способ вытеснения патогенного душевного материала. Целесообразно поговорить об инфантильности в контексте общего разговора о причине появления фобического страха. Инфантильность представляется той психической базой, из которой вырастают фобии. Патогенными, то есть, запретными, могут быть: Инфантилизм — это проблема психики, а не возраст.

Как преодолеть свои страхи? Олег Гадецкий